На мероприятие зарегистрировалось максимально возможное количество зрителей. Желающие попасть на мероприятие могут подойти без регистрации, поскольку около половины зарегистрировавшихся, как правило, не приходят вообще. Зачем они только регистрируются? Нам это также непонятно.
«Феллини об освобождении женщины от деспотизма мужчины» — тема очередной встречи в молодёжном киноклубе. В прологе информация о следующей встрече и трейлер фильма, затем вступительное слово, после чего смотрим художественный фильм "Джульетта и духи" в постановке Федерико Феллини. После фильма лекция и обсуждение. Ведущие – Георгий Трояновский и Олег Грознов. Приглашаем молодых людей от 18 лет и старше…
Художественный фильм "Джульетта и духи" в постановке Федерико Феллини, в ролях: Джульетта Мазина, Сандра Мило, Марио Пизу, Валентина Кортезе, Валеска Герт, Хосе Луис де Вильялонга, Фридрих фон Ледебур, Катерина Боратто, Лу Гилберт, Луиза Делла Ноче, Сильвана Якино, Милена Вукотич, Фред Уильямс, Дани Пари, Энн Франсин, Сильва Кошина, Альберто Плебани, Марио Коноккия, Чезарино Мичели Пикарди, Джорджо Ардиссон, Альберто Чевенини, Карло Пизакане, Алессандра Маннукине, Гвидо Альберти и др., производство Francoriz Production, Rizzoli Film S.p.a, Италия Франция ФРГ, 1965 г., хронометраж 2 часа 28 минут.
Фантазийная трагикомедия
Принятый у нас перевод названия не совсем точен. Буквально оно означает «Джульетта духов» (что, кстати, подчёркнуто и в англоязычном варианте Juliet of the Spirits). А по смыслу лучше было бы перевести так — «Джульетта, одержимая духами». Ведь духи находятся не где-то рядом с Джульеттой, а внутри неё самой. И эту ленту вполне можно было бы назвать «женским вариантом» знаменитой картины «Восемь с половиной» (кстати, Федерико Феллини уже в третий раз сотрудничал с продюсером Анджело Риццоли, начав совместную работу с ним ещё на «Сладкой жизни»). Она открывает перед нами психологический мир женщины из интеллектуальной элиты, поскольку Джульетта — жена весьма уважаемого синьора Джорджо Больдрини, который, как вполне заурядный итальянский мужчина, напропалую изменяет своей супруге. А она — невинное от рождения создание — пытается избавиться от всевозможных духов и навязчивых маний, поневоле приобретённых ею в течение жизни. Не это ли является также и актёрской темой жены Феллини, Джульетты Мазины, которая поразила в его прежних фильмах «Дорога» и «Ночи Кабирии» искренностью и доверчивостью натуры женщины-ребёнка, упрямо сопротивляющейся воздействию жестокого и порочного мира. А в ленте «Джульетта и духи» путешествие в глубины женского сознания, где существуют различные комплексы, подавленные желания, несбыточные иллюзии, стало для режиссёра ещё и возможностью впервые столь красочно, пышно и волшебно выразить на экране собственные фантазии и экстравагантные видения. Правда, первую попытку освоения цвета в кинематографе итальянский маэстро предпринял ещё в 1961 году в новелле «Искушения доктора Антонио», созданной для коллективного альманаха «Боккаччо 70». Знаменательно, что цвет вновь оказался ему крайне необходим в истории об «искушении Джульетты». Потрясающая выдумка Федерико Феллини щедро расцвечивает создаваемое экранное действо, которое один из французских критиков назвал «барочным ураганом». Выдающийся оператор Джанни Ди Венанцо ранее продемонстрировал богатство оттенков в чёрно-белом кино, в том числе — и в картине «Восемь с половиной». А в фильме «Джульетта и духи» он, наряду с ярким многоцветьем красок, удивляет и восхищает невероятной гаммой белого цвета, как бы оказывающегося символом природной чистоты души Джульетты. В то же время нельзя не заметить, что в первой полнометражной цветной киноработе Феллини фантазия берёт верх над сюжетом, оттесняет его на задний план, доминирует надо всем, делая зрелище упоительным для глаз, но порой затруднительным для восприятия. Позднее этот «недостаток гения» сильнее проявился в ряде других вольных фантасмагорий великого мастера кино.
Сергей Кудрявцев, 1989 г.