• 20 октября 2018, суббота
  • Москва, Яузская ул., дом 5, отель МетаМосква, 1 этаж

"Репетиция оркестра": метафоры, аллегории и мокьюментари Федерико Феллини

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

Молодёжный киноклуб "НОЧЬ"
1986 дней назад
с 21:00 20 октября до 0:00 21 октября 2018
Москва
Яузская ул., дом 5, отель МетаМосква, 1 этаж

Приглашаем молодых людей от 18 лет и старше на новую, дополнительную, площадку нашего киноклуба, расположенную в отеле МетаМосква, где Вы сможете смотреть наши фильмы и принимать участие в их обсуждении еженедельно, по субботам, сохраняя также возможность участия в наших мероприятиях, проходящих в Тургеневской библиотеке. Наша вторая встреча в новом формате (совмещения пространств восприятия), посвящена творчеству Федерико Феллини и его содружеству с итальянским композитором Нино Рота. Ведущие — Георгий Трояновский и Олег Грознов.

Художественный фильм "Репетиция оркестра" в постановке Федерико Феллини, в ролях: Балдуин Баас, Клара Колозимо, Рональдо Бонакки, Фердинандо Виллелла, Джованни Явароне, Элизабет Лаби, Франко Явароне, Энди Миллер, Луиджи Уццо, Умберто Зуанелли, Клаудио Чиокка, Давид Монселл, Франко Мацциери, Чезаре Мартиньон, Хайнц Кройгер, Даниеле Пагани, производство Radiotelevisione Italiana, Daimo Cinematografica, Albatros Produktion, Италия-ФРГ, 1978 г., хронометраж 1 час 10 минут.

Экзистенциальная притча. Отношение к «Репетиции оркестра» у многих остаётся двойственным. Одни считают, что эта лента Федерико Феллини примыкает к его свободным фантазиям, которые особо не отягощены сюжетом, развиваются якобы импровизационно и похожи то ли на документальные ленты в стиле «синема-верите», то ли на своеобразные фильмы-концерты — «Блокнот режиссёра», «Клоуны», «Интервью». Да и в «Риме», а также в картине «И корабль плывёт» наличествует этот мотив будто бы документирования событий кинематографистами непосредственно в кадре. Другие же, напротив, определяют «Репетицию оркестра» в качестве «тяжеловесной аллегории», в которой всё излишне выстроено и задано, словно в музыкальной партитуре, строго и неукоснительно соблюдаемой дирижёром-диктатором.
   Вот и по сюжету данной ленты дирижёр хочет превратить музыкантов в послушных марионеток, которые, наверно, должны напоминать ещё и нотные знаки, стройными рядами складывающиеся в некую клинопись на бумаге, — а те под взмахом палочки начинают звучать уже как внятная мелодия, доставляя эстетическое удовольствие. Тем более, если это волшебная музыка Нино Роты. Но без отдающего отрывистые команды руководителя оркестра (дирижёр — немец, и в его речи вдруг появляются резкие, как бы лающие интонации, что сразу же позволяет ассоциативно сопоставить его… с каким-либо комендантом фашистского концлагеря) всё может развалиться как в музыкальном смысле, став какофонией, то есть набором бессмысленных звуков, так и в экзистенциально-иносказательном плане. Крушение репетиционного зала под церковными сводами воспринимается чуть ли не эсхатологически — будто конец всего человечества, чьей моделью как раз и представляется вышедший из-под повиновения оркестр, который состоит из перессорившихся друг с другом музыкантов.

   Именно подобный метафорический финал (пусть разрушающая здание так называемая «баба» выглядит вполне реально) выводит частную историю, которая случилась с небольшой группой людей в замкнутом пространстве и при внешнем соблюдении двух иных правил классицизма относительно единства времени и действия, уже на безграничное и вневременное поле глобальных обобщений. Так что фильм Феллини оказывается почти идеальной притчей — лаконичной, самодостаточной, наполненной множеством скрытых подтекстов и прямых аллюзий.

   Если же кто-то не принимает подобный стиль мышления автора или выражает сомнение по поводу его художнической тенденциозности, то, вероятно, не очень точно понимает суть любой притчи, которая просто обязана быть поучающим и наставляющим примером для современников и потомков. Своеобразный минимализм «Репетиции оркестра», разумеется, проигрывает по сравнению с изобразительными излишествами многих других работ итальянского киномаэстро, но зато вместе с перекликающейся картиной «И корабль плывёт» образует некий музыкально-классический дуэт-реквием о столь возможной гибели мира.

Сергей Кудрявцев, 1982/1997

Партнеры

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше