• 27 октября 2018, суббота
  • Москва, Яузская ул., дом 5, отель "МетаМосква"

"Седьмая печать": поиск оправданного смысла жизни в поединке "Фауста и Мефистофеля" Ингмара Бергмана

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

Молодёжный киноклуб "НОЧЬ"
1979 дней назад
с 21:00 27 октября до 0:00 28 октября 2018
Москва
Яузская ул., дом 5, отель "МетаМосква"

Приглашаем молодых людей от 18 лет и старше на третью встречу в новом формате (совмещения пространств восприятия), которая посвящена творчеству Ингмара Бергмана и его поискам оправданного смысла жизни сквозь призму поединка "Фауста и Мефистофеля". Мы ждём вас на новой, дополнительной, площадке нашего киноклуба, расположенной в отеле МетаМосква, где Вы можете смотреть наши фильмы и принимать участие в их обсуждении еженедельно, по субботам, сохраняя также возможность участия в наших мероприятиях, проходящих в Тургеневской библиотеке. Ведущие — Георгий Трояновский и Олег Грознов.

Тема предстоящей встречи: "Поиск оправданного смысла жизни в киноискусстве Ингмара Бергмана". В прологе, как всегда, трейлер фильма со следующей встречи, затем краткое вступление и смотрим фильм Ингмара Бергмана "Седьмая печать", после 10-минутного антракта слушаем короткую лекцию и обсуждаем фильм Ингмара Бергмана.

Ведущие — Георгий Трояновский и Олег Грознов.

Художественный фильм "Седьмая печать" в постановке Ингмара Бергмана, в ролях: Макс фон Сюдов, Биби Андерсон, Гуннар Бьёрнстранд, Нильс Поппе, Бенгт Экерот, Оке Фриделль, Инга Гилл, Эрик Страндмарк, Бертиль Андерберг, Гуннила Линдблюм, Инга Ландгре, Андерс Эк, Мод Ханссон, Гуннар Олссон, производство Svensk Filmindustri (SF), Швеция, 1957 г., хрономераж 1 час 37 минут.

Символическая историческая притча. Практически именно с этого фильма, удостоившегося на фестивале в Канне в 1957 году специального приза жюри (поровну с «Каналом» Анджея Вайды, что по-своему знаменательно, учитывая несомненный символизм «хождения по кругам ада» и в данной картине об участниках Варшавского восстания в годы второй мировой войны), началась всемирная слава шведского режиссёра Ингмара Бергмана. Хотя ряд предшествующих работ мастера ретроспективно тоже были признаны кинематографическими шедеврами — например, «Лето с Моникой» и «Вечер шутов». Но «Седьмая печать» представляет уже зрелого, пусть лишь 38-летнего по возрасту художника, который, безусловно, склонен к богоборческим мотивам и пытается вырваться за пределы внушаемого с детства протестантизма (тем более что и отец Бергмана был пастором) даже при обращении к материалу, имеющему религиозную тематику.

   Однако средневековый рыцарь Антониус Блок, который отправился, подобно многим крестоносцам, на спасение Гроба Господнего и освобождение Иерусалима из-под владычества неверных, в большей степени разочарован и внутренне опустошён не по причине краха своих христианских убеждений. Он гораздо сильнее осознаёт мучительное несоответствие реального мира, где существуют жестокость, ненависть, бесправие и унижение людей, тому идеальному Царствию Небесному, которое он и другие искатели религиозного Абсолюта стремились обрести в Земле обетованной.

   Мистическую встречу отчаявшегося рыцаря с самой Смертью и иносказательный шахматный поединок с нею за собственную душу и чуть ли не за всё человечество можно вполне уподобить дьявольскому по искушению и философскому по смыслу заключению договора Фауста с Мефистофелем. Хотя ценой выступает не столько личное бессмертие, сколько неутолимый поиск истины человеческого существования, определение некой основы бытия. Вот и бергмановский Блок, не будучи учёным, одержимым обнаружением своеобразного «философского камня», жаждет, прежде всего, заполучить отнюдь не приобщение к божественным истокам мироздания и не чисто религиозное просветление. Он ищет достаточно простую и понятную «формулу жизни», оправданный смысл земного пути человека, прежде чем тот когда-нибудь предстанет перед Богом и ответит за всё содеянное на Страшном Суде.

   Пророчество Иоанна Богослова насчёт Второго Пришествия и конкретно — о снятии седьмой печати («сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса. // И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом, и дано им семь труб») — приобретает в трактовке Ингмара Бергмана, казалось бы, приземлённый и даже житейский по своей сути пафос. Это касается спасения от смерти обычных людей — странствующего комедианта Юфа, его молодой жены Мии и их маленького ребёнка. Однако для того, кто в первую очередь разуверился в осмысленности человеческих попыток прожить собственную жизнь достойно и с умиротворением в душе, этот, скорее всего, воображаемый акт избавления невинных (есть также искус трактовать данное семейство как Иосифа, Марию и младенца Христа!) от кары Господней оказывается финальным искуплением своего предназначения. «Остановись, мгновение!» — теперь Антониус Блок готов умереть спокойно, с осознанием выполненной миссии, которая не имеет ничего общего с догматами веры.

Сергей Кудрявцев, 1977/2006 

Партнеры

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше