На мероприятие зарегистрировалось максимально возможное количество зрителей. Желающие попасть на мероприятие могут подойти без регистрации, поскольку около половины зарегистрировавшихся, как правило, не приходят вообще. Зачем они только регистрируются? Нам это также непонятно. Мы ждём вас, друзья!
«Австралийский импрессионизм» Питера Уира — тема очередной встречи в молодёжном киноклубе. В прологе информация о следующей встрече и трейлер фильма, затем вступительное слово, после чего смотрим художественный фильм "Пикник у висячей скалы" в постановке Питера Уира. После фильма лекция и обсуждение. Ведущие – Георгий Трояновский и Олег Грознов. Приглашаем молодых людей от 18 лет и старше…
Приглашаем молодых людей от 18 лет и старше познакомиться с творчеством Питера Уира и посмотреть его художественный фильм "Пикник у висячей скалы". После фильма, лекция и обсуждение.
Ведущие — Георгий Трояновский и Олег Грознов
Художественный фильм «Пикник у висячей скалы» в постановке Питера Уира, в ролях: Рэйчел Робертс, Вивьен Грэй, Хелен Морс, Кирсти Чайлд, Тони Льюэллин-Джонс, Джеки Уивер, Фрэнк Гуннелл, Энн-Луиз Лэмберт, Карен Робсон, Джейн Вэллис, Кристин Шулер, Маргарет Нельсон, Ингрид Мейсон, Дженни Ловелл, Джанет Мюррэй, Вивьенн Грейвз, Анджела Бенчини, Мелинда Кардвэлл, Аннабел Поури, Аманда Уайт, Линди О’Коннелл, Верити Смит, Дебора Маллинз, Сью Джемисон, Бернадетт Бенчини, Барбара Ллойд, Вин Робертс, Кэй Тейлор, Гарри МакДональд, Мартин Вон, Джон Феган, Питер Коллингвуд, Ольга Дики, Доминик Гард, Джон Джэррэт, Фэйт Клейниг, производство BEF Film Distributors Pty. Ltd., McElroy & McElroy, Picnic Productions Pty. Ltd., The Australian Film Commission, Австралия, 1975 г., хронометраж 1 час 55 минут.
Экзистенциальная ретро-притча
Этот ранний фильм всего лишь 30-летнего австралийца Питера Уира (потом, как и многие соотечественники, работающие в кино, он перебрался в США) относится к числу самых загадочных и невероятно красивых произведений мирового кино, выражая на интуитивном, чуть ли не на подсознательном уровне то, что действительно следовало бы считать одновременно натуральной и магической природой кинематографа. Конечно, можно воспринимать ленту Уира как таинственный интеллектуальный детектив, чрезвычайно деликатный по атмосфере, изящный по художественному исполнению. К тому же в основе повествования — реальный парадоксальный случай, который произошёл на пятом континенте почти за 75 лет до его воплощения на экране, но так и остался необъяснённым, более того — порождающим множество подчас взаимоисключающих интерпретаций.
Три ученицы женского колледжа и их учительница исчезли во время летней (ведь февраль в Австралии подобен нашему августу) прогулки у известной Висячей скалы, изумительного места для отдыха. И всё случившееся поневоле приобрело некие метафизические черты: в День святого Валентина, праздника влюблённых, произошло нечто страшное и непонятное — но умиротворяющая природа по-прежнему продолжает пребывать в величественном неведении, поистине вечном покое, словно ещё сильнее поражая своей невинной красотой. Однако накапливающаяся тревога разряжается грозой, торжествуют гром и молния — а затем наступает оглушительная тишина, и мир становится куда непостижимее и неуловимее в своей изначальной сущности.
Согласно современной моде, всё надо было бы объяснить с позиции уфологов — как очередное свидетельство о «близком контакте третьего вида». Будто что-то неведомое, возможно, инопланетное вторглось в девственную рощу у скал, похитив столь невинных и беззащитных созданий. Но фантастическая трактовка (а ведь Питер Уир начинал с маловыразительной работы именно апокалиптического плана — «Автомобили, которые сожрали Париж») значительно упростила бы замысел режиссёра.
Правда, его первые короткометражки носили симптоматичные названия: «Последний экзерсис графа Вима», «Жизнь и времена преподобного Бака Шотта». От этого веет чем-то староанглийским, таинственностью в духе готических романов. И в словно непредумышленном шедевре «Пикник у Висячей скалы» Питер Уир покорил, как писал, например, французский критик Жан Тюлар, «своей странностью, отсутствием объяснений и деликатностью — но тревожащей, беспокойной — наполненных солнцем образов что способствовало открытию фантастического кино Австралии».
А в специальном журнале «Фантастический экран», тоже издающемся во Франции, в конце 70-х годов была напечатана статья Брайана МакФарлейна, которая была посвящена лично Уиру.
Но всё же хотелось бы обратить внимание на другое: что это — удивительная кинопоэма, триумф импрессионистского стиля с тончайшей и нежнейшей игрой света и тени. Хотя своеобразный вариант «Загородной прогулки» и «Завтрака на траве» кажется ещё восхитительнее благодаря тому, что почти буквально присутствующая в воздухе загадка заставляет отнестись к этому фильму как к пророческому. Несмотря на то, что он снят в канун последней четверти XX века, когда возникло чуть ли не поголовное увлечение ретро, «Пикник у Висячей скалы» как бы на самом деле переносит нас в 1901 год, по-настоящему первый в новом столетии (нередко таковым ошибочно признаётся 1900-й, только лишь завершающий XIX столетие). И мы вместе с людьми из прошлого будто пугаемся неясного грядущего, которое неотвратимо нависло над нами, как мрачная дождевая туча.
Сергей Кудрявцев (1995/2006)