• 15 февраля 2019, пятница
  • Москва, Бобров переулок, дом 6, строение 1

"Кин-дза-дза!": антиутопии Георгия Данелии

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

Молодёжный киноклуб "НОЧЬ"
2127 дней назад
15 февраля 2019 c 20:00 до 23:45
Москва
Бобров переулок, дом 6, строение 1

«Антиутопии Георгия Данелии»: — тема очередной встречи в молодёжном киноклубе. В прологе информация о следующей встрече и трейлер фильма, затем вступительное слово, после чего смотрим художественный фильм "Кин-дза-дза!" в постановке Георгия Данелии. После фильма лекция и обсуждение. Ведущие – Георгий Трояновский и Олег Грознов. Приглашаем молодых людей от 18 лет и старше…

Приглашаем молодых людей от 18 лет и старше поближе познакомиться с творчеством Георгия Данелия и посмотреть его художественный фильм "Кин-дза-дза!". После фильма, лекция и обсуждение.

Ведущие — Георгий Трояновский и Олег Грознов

Художественный фильм «Кин-дза-дза!» в постановке Георгия Данелии, в ролях: Станислав ЛюбшинЕвгений ЛеоновЮрий ЯковлевЛеван ГабриадзеОльга МашнаяИрина ШмелёваЛев ПерфиловАнатолий СеренкоАлександра ДорохинаОлеся ИвановаТатьяна НовицкаяТатьяна ПерфильеваЛюдмила СолоденкоГалина Юркова-ДанелияВалентин БукинЮрий ВоронковНиколай ГароИгорь БоголюбовВалентин Голубенко, Олег Матвеев, Харий ШвейцГеннадий ИвановИгорь КанАлександр ЛитовкинВиктор Махмутов, Виктор Маренков, Анатолий Мартынов, Владимир ФёдоровВалерий ФроловГеннадий ЯловичЮрий НаумцевВладимир РазумовскийНина Тер-ОсипянГеоргий Данелия, производство "Мосфильм", СССР, 1986 г., хронометраж 2 часа 13 мин.

   Советский кинематограф оставил великое множество хороших и добрых фильмов, всегда вызывающие у жителей постсоветского пространства чувство ностальгии и светлой грусти. Одним из самых популярных жанров всегда была мелодрама, традиционно рассказывающая о жизненных перипетиях ’обычных советских людей’. Картины успешно вызывали сочувствие и сопереживание героям, так похожим на своих собственных родственников, соседей и коллег. Но гениальное кино Данелии о пацаках и чатланинах резко выбивается из всей этой достаточно идиллической картины, в первую очередь, своим жанром. Антиутопия в литературе, фактически, была изобретена советским писателем Евгением Замятиным в своей радикально-математической книге ’Мы’ 1920-го года выпуска. Жестокая и ограниченная реальность произведения, где каждый житель страны вместо имени носит идентификационный номер, поражает воображение своей точностью, похожей на пророчество. ’Кин-дза-дза!’ точно также представляет зрителю отдельную вселенную, по степени опустошенности превосходящую даже ’Солярис’ и ’Сталкера’. Именно чувство пустоты царит на опустыненной планете Плюк, на которой нет ничего, кроме океана песка (ведь из воды сделали топливо), старых проржавевших (но очень технически продвинутых) железяк и небольшого населения, тем не менее, сохранившего в своем обществе расовую дискриминацию, столь же беспочвенную и глупую (раса на Плюке определяется по цвету лампочки прибора), как и в обществе 21-го века. 
   Больше всего советским гражданам, посмотревшим эту антиутопию, запомнился оригинально полый язык жителей Плюка. Только вещи, сохранившие свое значение заслужили в этой пустыне отдельного слова — название рас ’пацак’ и ’чатланин’, а также специальный колокольчик ’цак’, который обязаны носить все угнетамые пацаки; редкая и недоступная земная спичка КЦ, служащая подпольной валютой; некоторые достижения техники вроде космического корабля ’пепелаца’ и его важной детали ’гравицаппы’; а также существуют слова, относящиеся к тоталитарной власти киновселенной — ПЖ, ’эцилопп’ и ’эцих’, последовательно представляющие систему ’правосудия’. Все остальные слова утратили свою значимость и были заменены на универсальное ’ку’. Обширное приложение к русскому языку было сокращено до бесхарактерного ’кю’. Почему в фильме такое огромное внимание уделяется созданию краткого, но выразительного в своих приоритетах языка? У племени пираха в бесконечных сельвах Амазонии есть язык, шифр которого пытаются взломать специалисты на протяжении нескольких десятилетий. В этом языке нет обычной грамматики, чисел не существует, а названия цветам радуги так и не были придуманы. Несколько энтузиастов поселились неподалеку от малочисленного племени в попытке обучить их основам португальского, но процесс затянулся на годы. В их языке есть все то, в чем они нуждаются. Существование наречия пираха с некоторой вероятностью подрывает основы лингвистической теории, объясняющей сходство всех человеческих языков однообразным устройством мозга всех людей. Вот и у жителей планеты Плюк язык обнищал и сократился до ’джентльменского набора’. Печально наблюдать, но словарный запас пацаков и чатлан, возможно, ожидает и нас в будущем, настоящий язык будет утерян за ненадобностью.
   Персонажи ’Кин-дза-дза!’, в некоторой степени, зеркальное отражение различных стереотипов, которые есть на любой планете. Уверенный в своих невежестве и наивности дядя Вова очень сильно похож на чатланина Уэфа, на полном серьезе верящем в свое превосходство над пацаком Би и не устающего напоминать о своем ’особом статусе’. Би и Скрипач представляют социальное меньшинство, часто сталкивающееся с нелепой дискриминацией, несмотря на то, что и Владимир Николаевич оказался пацаком, он поначалу просто воспринимает все происходящее в шутку, отказываясь надевать цак. Тема социального статуса и экономического положения в экосистеме планеты особенно остро поставлена в фильме — от цвета лампочки до оттенка штанов и количества КЦ, все играет большое значение, словно отличия в произношении в современном английском обществе. Данные признаки достаточно смехотворны, однако символы, как известно, всегда играли очень большую роль для людей, от цвета тоги в Древнем Риме до отличия короля и императора в средневековье.
   Вообще тема власти и ее бессмертия (на Плюке не осталось ни одного животного или растения, но зато эцилоппы регулярно бьют жителей по ночам) достаточно вечная — нет пределу абсурдности жадности управлять и контролировать. Умение жителей планеты читать мысли друг друга (в связи с этим большинство никогда не думает правду), постоянные ’карательные’ рейды и, конечно, неуловимый ПЖ, ’живущий на другой далекой планете’ — все такое знакомое. 
   ’Кин-дза-дза!’ — это фильм, которому не нужны тонны компьютерной графики, чтобы показать страх (меня не пугают скримеры, а вас?), который не нуждается в изощренных костюмах в стиле ’Безумного Макса’ (2015), чтобы показать чужеродность. И если фильм стал частью культурного кода постсоветского пространства, а его реальность все дальше от фантастики, это кино надо смотреть.

Мария Туник, Россия, Москва, 11 января 2019 г.

Партнеры

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше